Нарушения сенсорной интеграции в ощущении и правильной организации сенсорных ощущений проявляются в различных типах дисфункций у ребенка, таких как слезливость, гиперактивность и дефекты речи. Благодаря упражнениям вы можете их устранить.
Если вы беспокоитесь о том, как ваш ребенок воспринимает окружающий мир, прочитайте статью и решите, нужно ли вам обратиться к доктору.
Нарушения сенсорной интеграции были классифицированы по показателям, например, двигательным, поведенческим или реакцией на непредвиденную ситуацию. Типология нарушений сенсорной обработки делится на 3 основные категории:
Нарушения сенсорной модуляции
Основными симптомами являются:
-
повышенная или пониженная реактивность до высоких или низких тонов,
-
гипер- или субреактивность на яркий свет, новые неожиданные, удивительные образы,
-
тактильная защита,
-
субреактивность на прикосновение или боль, гравитационная неопределенность, которая является чрезмерной реактивностью / у детей с нормальными постуральными реакциями / на изменение ощущений во время энергичных горизонтальных или вертикальных движений,
-
гипер- или субреактивность на запахи,
-
гипер- или субреактивность к температуре, качественный дефицит способности модулировать двигательную активность.
Сенсорные расстройства движения
Основные симптомы сенсорных двигательных расстройств:
-
моторно-оральные расстройства, возникающие под влиянием низкого мышечного тонуса, плохого моторного планирования или тактильной гиперчувствительности в области полости рта,
-
ненормальный мышечный тонус и стабилизация,
-
нарушения в планировании больших и малых двигательных навыков,
-
качественный дефицит артикуляции,
-
неправильные компоненты движения, такие как: баланс между сгибателями и выпрямителями, вращение, эквивалентные реакции, стабилизация.
Расстройства сенсорной дифференциации:
Основные симптомы:
-
качественные недостатки в обработке визуально-пространственной информации,
-
качественный дефицит в некоторых аспектах обработки слухового раздражителя,
-
качественный дефицит в некоторых аспектах тактильной дифференциации.
Нарушения сенсорной интеграции: причины
Врачи не согласны с причинами расстройств сенсорной интеграции - они могут иметь разные причины, и их источники можно найти в:
-
перинатальные факторы, здесь: кесарево сечение, риск гипоксии при родах, вакуум.
-
высокий билирубин, т.е. длительная желтуха,
-
низкий вес при рождении,
-
алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а также во время беременности,
-
генетические факторы.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции
-
Повышенная чувствительность к прикосновениям, движениям, зрительным или слуховым раздражителям. Ребенок чувствует себя перегруженным стимулами. Плохо переносит пребывание в магазине или на детской площадке. Сверхчувствительный ребенок может жаловаться на дискомфорт, вызванный наклейкой на одежде, обтягивающей одежде. Не любит мыть и расчесывать волосы, избегает ручной работы и групповых занятий.
-
Слишком слабая чувствительность к прикосновению, движению, зрительным или слуховым раздражителям. Ребенок получает сенсорные стимулы с меньшей интенсивностью, чем должен. Во время игры он пытается опрокинуть, ударить кого-то, хочет слушать громкую музыку. Он любит терять равновесие, обнимать его и т.д.
-
Слишком высокий или низкий уровень физической активности. Такой ребенок взволнован, гиперактивен или медленен и вял.
-
Проблемы с координацией. У такого ребенка есть проблемы с ручными операциями, например, удерживая карандаши и другую посуду, отстегивая молнию.
-
Задержки в развитии речи. Ребенок не хочет говорить или не может говорить даже простые слова правильно.
-
Проблемы с концентрацией. Беспорядок вокруг ребенка не является признаком расстройств СИ, но если у ребенка есть проблемы с организацией порядка и он не может поместить, например, блоки в конкретную коробку, он легко отвлекается, отвлекается, всегда нуждается в помощи - это сигнал о расстройствах СИ.
-
Холерность и импульсивность. Ребенок легко расстраивается, агрессивно реагирует на окружающий мир, не справляется с эмоциями, избегает физической близости.
Лечение и упражнения
Нарушения сенсорной интеграции необходимо лечить, потому что они не исчезают сами по себе. Специалист должен определить, связано ли сомнительное поведение ребенка с нарушениями сенсорной интеграции. Следующий шаг - терапия и упражнения в домашних условиях.
Терапия проходит в сенсорной комнате, приспособленной к потребностям, она не слишком яркая и хорошо приглушенная. Упражнения выполняются посредством игры: цель занятий - улучшить интеграцию чувств в нервной системе и устранить проблему.
Сенсорная терапия использует объекты с различными текстурами и формами, простые, в приглушенных тонах. Ребенку рекомендуется пользоваться гамаком, скейтбордом, делать пластилиновые фигуры или рисовать ногами.
Присутствие родителя очень важно, потому что он является активным участником терапии ребенка, и стоит повторять упражнения дома.
Такая терапия нарушений сенсорной интеграции обычно длится от 6 месяцев до 2 лет. Нервная система ребенка стимулируется, и простые повседневные занятия становятся все менее и менее трудными, если эту работу поддерживают дома.
Предложения для упражнений для расстройств СИ:
-
Скатайте ребенка в одеяло или постельное белье, как блин.
-
Во время приготовления пищи или выпекания дайте ребенку, например, взбейте его в миску, или предложите ему изучить текстуру теста, чтобы он замешивал его, как пластилин.
-
Призовите детей рисовать руками.
-
Заправьте кровать вместе.
-
Создайте полосу препятствий, чтобы ребенку приходилось наклоняться, вставать в проем или устранять препятствия, например, лежа.
-
Веселитесь, кто больше будет прыгать на одной ноге.