Сертифицированный участник электронных аукционов    
Собственное производство. Комплексное оснащение детских садов, школ и развивающих центров
г. Санкт-Петербург, ул. Сабировская 50
(812) 646-96-24

Нарушения сенсорной интеграции: причины, симптомы, лечение

06.04.2022 17:52
Нарушения сенсорной интеграции: причины, симптомы, лечение

Нарушения сенсорной интеграции в ощущении и правильной организации сенсорных ощущений проявляются в различных типах дисфункций у ребенка, таких как слезливость, гиперактивность и дефекты речи. Благодаря упражнениям вы можете их устранить.
Если вы беспокоитесь о том, как ваш ребенок воспринимает окружающий мир, прочитайте статью и решите, нужно ли вам обратиться к доктору.
Нарушения сенсорной интеграции были классифицированы по показателям, например, двигательным, поведенческим или реакцией на непредвиденную ситуацию. Типология нарушений сенсорной обработки делится на 3 основные категории:

Нарушения сенсорной модуляции
Основными симптомами являются:

  • повышенная или пониженная реактивность до высоких или низких тонов,
  • гипер- или субреактивность на яркий свет, новые неожиданные, удивительные образы,
  • тактильная защита,
  • субреактивность на прикосновение или боль, гравитационная неопределенность, которая является чрезмерной реактивностью / у детей с нормальными постуральными реакциями / на изменение ощущений во время энергичных горизонтальных или вертикальных движений,
  • гипер- или субреактивность на запахи,
  • гипер- или субреактивность к температуре, качественный дефицит способности модулировать двигательную активность.

Сенсорные расстройства движения
Основные симптомы сенсорных двигательных расстройств:

  • моторно-оральные расстройства, возникающие под влиянием низкого мышечного тонуса, плохого моторного планирования или тактильной гиперчувствительности в области полости рта,
  • ненормальный мышечный тонус и стабилизация,
  • нарушения в планировании больших и малых двигательных навыков,
  • качественный дефицит артикуляции,
  • неправильные компоненты движения, такие как: баланс между сгибателями и выпрямителями, вращение, эквивалентные реакции, стабилизация.

Расстройства сенсорной дифференциации:
Основные симптомы:

  • качественные недостатки в обработке визуально-пространственной информации,
  • качественный дефицит в некоторых аспектах обработки слухового раздражителя,
  • качественный дефицит в некоторых аспектах тактильной дифференциации.

Нарушения сенсорной интеграции: причины
Врачи не согласны с причинами расстройств сенсорной интеграции - они могут иметь разные причины, и их источники можно найти в:

  • перинатальные факторы, здесь: кесарево сечение, риск гипоксии при родах, вакуум.
  • высокий билирубин, т.е. длительная желтуха,
  • низкий вес при рождении,
  • алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а также во время беременности,
  • генетические факторы.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

  • Повышенная чувствительность к прикосновениям, движениям, зрительным или слуховым раздражителям. Ребенок чувствует себя перегруженным стимулами. Плохо переносит пребывание в магазине или на детской площадке. Сверхчувствительный ребенок может жаловаться на дискомфорт, вызванный наклейкой на одежде, обтягивающей одежде. Не любит мыть и расчесывать волосы, избегает ручной работы и групповых занятий.
  • Слишком слабая чувствительность к прикосновению, движению, зрительным или слуховым раздражителям. Ребенок получает сенсорные стимулы с меньшей интенсивностью, чем должен. Во время игры он пытается опрокинуть, ударить кого-то, хочет слушать громкую музыку. Он любит терять равновесие, обнимать его и т.д.
  • Слишком высокий или низкий уровень физической активности. Такой ребенок взволнован, гиперактивен или медленен и вял.
  • Проблемы с координацией. У такого ребенка есть проблемы с ручными операциями, например, удерживая карандаши и другую посуду, отстегивая молнию.
  • Задержки в развитии речи. Ребенок не хочет говорить или не может говорить даже простые слова правильно.
  • Проблемы с концентрацией. Беспорядок вокруг ребенка не является признаком расстройств СИ, но если у ребенка есть проблемы с организацией порядка и он не может поместить, например, блоки в конкретную коробку, он легко отвлекается, отвлекается, всегда нуждается в помощи - это сигнал о расстройствах СИ.
  • Холерность и импульсивность. Ребенок легко расстраивается, агрессивно реагирует на окружающий мир, не справляется с эмоциями, избегает физической близости.

Лечение и упражнения
Нарушения сенсорной интеграции необходимо лечить, потому что они не исчезают сами по себе. Специалист должен определить, связано ли сомнительное поведение ребенка с нарушениями сенсорной интеграции. Следующий шаг - терапия и упражнения в домашних условиях.
Терапия проходит в сенсорной комнате, приспособленной к потребностям, она не слишком яркая и хорошо приглушенная. Упражнения выполняются посредством игры: цель занятий - улучшить интеграцию чувств в нервной системе и устранить проблему.
Сенсорная терапия использует объекты с различными текстурами и формами, простые, в приглушенных тонах. Ребенку рекомендуется пользоваться гамаком, скейтбордом, делать пластилиновые фигуры или рисовать ногами.
Присутствие родителя очень важно, потому что он является активным участником терапии ребенка, и стоит повторять упражнения дома.
Такая терапия нарушений сенсорной интеграции обычно длится от 6 месяцев до 2 лет. Нервная система ребенка стимулируется, и простые повседневные занятия становятся все менее и менее трудными, если эту работу поддерживают дома.
Предложения для упражнений для расстройств СИ:

  • Скатайте ребенка в одеяло или постельное белье, как блин.
  • Во время приготовления пищи или выпекания дайте ребенку, например, взбейте его в миску, или предложите ему изучить текстуру теста, чтобы он замешивал его, как пластилин.
  • Призовите детей рисовать руками.
  • Заправьте кровать вместе.
  • Создайте полосу препятствий, чтобы ребенку приходилось наклоняться, вставать в проем или устранять препятствия, например, лежа.
  • Веселитесь, кто больше будет прыгать на одной ноге.
Вернуться к списку